Коробка передач, несмотря на прочность и надежность, может выйти из строя, если пренебрегать сервисным обслуживанием. Это касается и механических, и автоматических коробок, в которых необходимо периодически менять масло. Несмотря на то что некоторые производители утверждают, что их автоматические коробки не нуждаются в замене масла АКПП на протяжении всего срока службы, это не так.
Залитого при производстве автомобиля в автоматическую коробку масла хватает на гарантийный период, но автомобили в России служат намного дольше. И нередки поломки автоматических коробок как раз
Трансмиссионные масла для АКПП
Автоматическая коробка — один из самых нагруженных и одновременно дорогих в ремонте узлов автомобиля. Для долговременной эксплуатации автоматическая коробка передач нуждается в обслуживании, в том числе своевременной замене масла в АКПП.
Масло для АКПП (Automatic Transmission Fluid, ATF, или АТФ) выполняет несколько функций: охлаждение, очистка, антифрикционная смазка, передача крутящего момента, защита от коррозии, фрикционное сцепление. Условия работы жидкости АТФ более жесткие, чем масла для МКПП, поэтому у нее особые свойства, и цена трансмиссионного масла обычно выше.
В настоящее время действуют два стандарта для масел АКПП: General Motors и Ford. К первым относятся стандарты Dextron VI и Allison, корпорация Ford предложила стандарт Mercon V. Трансмиссионное масло для АКПП может быть как специализированным, так и универсальным, отвечающим всем трем стандартам.
В целом стандарты GM и Ford близки по пользовательским характеристикам. Они отличаются коэффициентом трения: General Motors выпускает масла, в которых при снижении скорости вращения снижается коэффициент трения — и передачи переключаются мягко. Компания Ford выпускает масла, увеличивающие коэффициент трения при снижении скорости, что делает переключение передач жестким и точным.
При выборе масла для коробки передач необходимо учитывать рекомендации производителя автомобиля или трансмиссии. Имеет значение и базовая основа масла: минеральное масло стоит недорого, но менять его нужно чаще, синтетическое — очень дорогое, но лучшее по своим свойствам, а полусинтетика представляет собой золотую середину.
Классификация масел производится по API и SAE. Буквенное обозначение масла по API говорит о его предназначении, а классификация по SAE определяет, в каких условиях можно использовать масло.
Самые популярные трансмиссионные масла
Трансмиссионное масло 75W85 — одно из самых распространенных масел, применяемых для смазки ведущих мостов. Оно бывает синтетическим или полусинтетическим с присадками для улучшения свойств масла. Что касается температурного диапазона использования масла 75W85, то оно сохраняет свои первоначальные свойства от -40 оС до +35 оС — что наилучшим образом подходит для Сибирского региона.
К преимуществам трансмиссионного масла 75W85 относится не только широкий температурный диапазон, но и обеспечение легкой проворачиваемости коленвала, что позволяет запускать двигатель при низких температурах. Это масло снижает вредное воздействие трения и температур на уплотнители, уменьшает шумы и вибрацию и уровень вредных отложений.
Большой разницы между 75W85 и маслом трансмиссионным 75W90 по цене и свойствам нет, у них одинаковая низкотемпературная вязкость. Разница между ними заключается в показателе кинематической вязкости при +100 оС. Получается, что 75W90 обладает более эффективным масляным клином, а 75W85 экономит энергию на переключении передач
Еще одно популярное трансмиссионное масло 80W90 — универсальное, отличающееся стабильностью при работе на низких и высоких температурах. Цифра 80 устанавливает значение вязкости материала на нижней допустимой границе температуры -20 °С. Обозначение 90 говорит о том, что масло всесезонное, оно эффективно работает при температуре до +40 °С.
Трансмиссионное масло 80W90 отлично подходит для смазки тяжело нагруженных механических трансмиссий с зубчатыми передачами любого типа, включая гипоидные. Оно применяется в раздаточных коробках, ведущих мостах, дифференциалах, редукторах рулевого управления на легковых и грузовых автомобилях с классической компоновкой, с передним или полным приводом. Рекомендуется к применению в регионах с резко континентальным и умеренным климатом.
Масло 80W90 лучше не использовать в механических коробках с синхронизаторами из цветных сплавов. Для автоматических коробок используются специальные маловязкие масла ATF.
Источник фото: © freepik.com/ azerbaijan_stockers / freepik / jcomp