Покупая свой первый автомобиль, начинающий автолюбитель еще не знает, что коробка передач — один из наименее часто ломающихся узлов. Но устойчивость КПП не означает, что она не нуждается в уходе. Напротив, своевременная замена масла в МКПП может существенно продлить коробке жизнь.
То же самое касается и замены масла в АКПП: несмотря на то что некоторые автопроизводители декларируют свои автоматические коробки как необслуживаемые, периодическая замена масла в КПП совершенно необходима. В данной статье мы попытаемся разобраться, как часто нужно выполнять замену масла в коробке передач, каковы особенности этой операции в механических и автоматических КПП и какое масло лучше использовать для замены.
Для замены масла в коробке передач используют специальное трансмиссионное масло. Моторное масло для КПП не подходит. Свойства трансмиссионных масел таковы, что они обеспечивают наилучшую работу коробки, оптимально смазывая шестерни, валы и другие детали.
Замена масла в коробке передач необходима, потому что даже в необслуживаемых коробках постоянное трение и высокая температура быстро выводят из строя химические присадки, обеспечивающие свойства трансмиссионного масла. Иногда в масло попадают микрочастицы металла и капли воды, и, чтобы не допустить поломки КПП, его необходимо срочно менять.
Кстати, каждый автопроизводитель устанавливает регламент замены масла в КПП в рамках сервисного обслуживания — обычно это 90–100 тыс. км пробега. Но при эксплуатации автомобиля в сложных условиях (российские города относятся к сложным условиям) менять мало нужно чаще.
Основной признак того, что пора выполнить замену масла в коробке передач, — это посторонние шумы, возникающие в ней, а также трудности с переключением передач. В подобных случаях откладывать визит на СТО никак нельзя — замена коробки обойдется намного дороже, чем замена масла.
Чтобы коробка передач прослужила дольше, водителю необходимо соблюдать определенные правила, в том числе:
- правильная эксплуатация в штатном режиме с плавным разгоном, плавным торможением и соблюдением скоростного режима;
- способ эксплуатации КПП тоже имеет большое значение (для механической коробки необходима грамотная работа со сцеплением, а для автоматической — соблюдение правил переключения селектора);
- периодический контроль уровня масла в КПП через каждый 10 тыс. км пробега позволит избежать нештатных ситуаций;
- рекомендуется проверять автомобиль на наличие масляной течи, ведь утечка масла — это повод не столько для замены масла в КПП, сколько для серьезной диагностики узла;
- при замене масла в коробке автомат или механической стоит придерживаться рекомендаций производителя по типу трансмиссионного масла.
Замена масла в МКПП
Принимая решение о замене масла в МКПП, люди руководствуются разными причинами.
Более простая конструкция механической коробки делает замену масла в МКПП более простой операцией — да и сама коробка не так чувствительна к качеству жидкости, как автомат. Но в процессе эксплуатации автомобиля МКПП подвергается большим нагрузкам, и масло быстрее загрязняется разными примесями.
При замене масла в МКПП старое масло полностью удаляют из системы, чистят ее и только потом заливают новое. Впрочем, если контроль состояния масла показал, что оно в нормальном виде, то можно обойтись доливом масла, без полной замены.
Замена масла в АКПП
Замена масла в АКПП проходит куда сложнее.
На практике существуют два типа замены масла в АКПП: полная и частичная. Частичную замену обычно проводят в рамках регламентного ТО — масло сливают через сливную пробку поддона. При этом реально сливается только 40–60% масла, остальное остается в системе, так что этим способом производят не замену, а обновление трансмиссионного масла.
Полная замена масла в коробке автомат возможна только с применением специальной техники и предполагает полную замену масла из всех узлов и агрегатов АКПП. Полная замена масла в АКПП в Омске по цене обойдется выше, чем частичная, но и требуется она далеко не всегда. Она нужна при:
- покупке автомобиля с пробегом для перестраховки;
- достижении 100 тыс. км пробега;
- постоянном перегреве АКПП;
- возникновении неисправности блока соленоидов.
Полная замена масла позволяет промыть коробку передач специальными промывочными составами, которые не только удаляют загрязнения, но могут устранить нарушения в работе селектора, улучшить блокировку гидротрансформатора, работу блока соленоидов и герметичность уплотнений.
Источник фото: © freepik.com/ pressfoto / jcomp / peoplecreations